Аналитическое агентство «Автостат» провело исследование рынка подержанных автомобилей за период с января по июнь в России и сделало вывод, что почти половина иностранных машин, перепродающихся на вторичном рынке, пребывает еще в относительно «юном» возрасте. Две трети отечественных автомобилей старше восьми лет. Среди марок больше всего перерегистраций приходится на продукцию тольяттинского автогиганта.
Потребители держатся за «свежак»
Как сообщают аналитики агентства, возраст 49,6% иномарок, перепродающихся на вторичном рынке, составляет от 2 до 7 лет. За первые шесть месяцев 2009 года в России на новых владельцев было перерегистрировано более 450 тысяч таких машин. Категория, в которую попадают машины в возрасте от 8 до 12 лет, сравнительно малочисленная. Она держит около 24% от общего объема вторичного рынка зарубежных автомобилей. Машины, которым сейчас больше 12 лет и которые были выпущены до 1997 года, занимают чуть более 26% рынка.
Рынок подержанных отечественных машин по сравнению с иномарками, более зрелый, подсчитал «Автостат». Так, продукция российских заводов, которой максимум 7 лет, держит лишь 37% рынка. При этом автомобили постарше (от 8 лет) занимают почти две трети, или 63% вторичного рынка. Совсем «пожилые» автомобили, которым больше 12 лет, немногим уступают «молодым» – их 34%.
АвтоВАЗ впереди всех
Среди марок наиболее сильны позиции АвтоВАЗа. В марочной структуре тольяттинские машины захватили 40% рынка. Среди самых популярных иномарок лидируют японцы. Это Toyota (8%), Nissan (4,1%), Mitsubishi (2,6%) и Honda (2,3%). Среди европейских самым высоким спросом пользуется Volkswagen – у него 2,3% от общего объема перерегистраций.
Между тем первая пятерка лидеров меняется, как только речь заходит о машинах недавнего выпуска (2002-2007 годов). Первые два места у тех же Toyota и Nissan – с января по июль они перепродали соответственно 77,6 тысяч и 39,6 тысяч автомобилей. Но на третьем месте уже Hyundai (34,1 тыс.), Ford (31,7 тыс.) и Chevrolet (28,9 тыс).
Итоги по регионам
По данным «Автостата», общий объем вторичного отечественного рынка легковых и легких коммерческих автомобилей в первой половине 2009 года составил 1,99 млн машин, что на 10% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Больше всего сделок с б/у произошло в Москве (137,8 тыс. шт.), Московской области (122,7 тыс. шт.) и Краснодарском крае (111,8 тыс. шт.). За ними следует Санкт-Петербург (68,6 тыс. шт.), Томская область (67,8 тыс. шт.), Ростовская область (60,6 тыс. шт.), Челябинская область (52,2 тыс. шт.), Красноярский край (50,2 тыс. шт.), Башкирия (49,8 тыс. шт.) и Тюменская область (46,7 тыс. шт.).
Устаревший парк
В целом отечественный автопарк сильно устарел. По данным «Автостата», опубликованным ранее, в России зарегистрировано 34,4 млн автомобилей, из которых 19,6 млн (56,9%) – старше десяти лет. Фактически каждая вторая машина. В преклонном возрасте почти все «Москвичи» – 99,3%. Много «старичков» среди продукции АвтоВАЗа (60%) и ГАЗа (70%). Среди иномарок первенство держат Isuzu (91%), Audi (79%), SAAB (77%), Alfa Romeo (75%), Daihatsu (69%), Rover (67%), Volkswagen (66,5%) и Mercedes-Benz (65,1%).
Стабильный рынок
«Рынок перепродаж «упал» примерно на 10%. В целом он более стабилен, нежели первичный рынок», – отмечает заместитель директора «Автостата» Сергей Удалов. Аналитик обращает внимание, что спрос на новые машины во многом зависит от кредитования. Кроме того, продажи новеньких иномарок упали из-за подорожавшей валюты и повышения таможенных пошлин, добавляет Удалов. Для рынка секонд-хэнда кризис оказался не так страшен.