30 сентября Россия отмечает праздник, который сравнительно недавно обосновался в календаре, - День Рунета. Эта традиция восходит к 1998 году, когда число пользователей в стране достигало 1 млн. человек. В последующие годы их количество активно росло - согласно последним данным, нынешняя аудитория Рунета составляет 42 млн. человек, а по прогнозам Министерства связи и массовых коммуникаций, в 2009 году она достигнет 62 млн.
Преимущества интернета наиболее активно использует московская аудитория – ведь именно в столице он получил действительно массовое распространение. По данным TNS Россия, летом 2009 года 5,7 млн. москвичей выходили в Сеть ежемесячно и 5,2 млн. – еженедельно. Столичный рынок интернет-доступа является одним из наиболее конкурентных в России. В этих условиях залогом успеха провайдеров становится умение найти общий язык с собственной аудиторией и предложить ей оптимальный набор сервисов.
О том, что же представляет собой сегодня столичный интернет-пользователь, мы решили узнать у одного из крупнейших московских провайдеров – ОнЛайм. Он располагает реальным опытом продвижения в условиях жесткой конкуренции – ОнЛайм появился на рынке осенью 2008 и уже спустя полгода после старта вошел в число ведущих провайдеров Москвы.
По данным исследований ОнЛайм, за последние три-четыре года столичный интернет-пользователь серьезно изменился. Прежде всего, аудитория стала моложе. Если несколько лет назад типичным обладателем точки доступа был мужчина старше 30 лет, то среднестатистический абонент ОнЛайм – это молодой человек 15-25 лет. Эти данные соответствуют общей картине по Москве, представленной TNS Gallup: активными пользователями интернета являются 95% москвичей в возрасте 12-24 лет.
Вместе с возрастом изменились и сетевые пристрастия аудитории. Если "30-летний мужчина" проводил время в интернете за чтением новостей, то молодой пользователь использует Сеть, прежде всего, как источник развлечений. Так, по данным компании J&P, больше половины пользователей младше 25 лет активно играют в онлайн-игры.
"Аудитория геймеров предъявляет особенно высокие требования к скорости и стабильности соединения, – комментирует Ольга Кононова, директор по маркетингу компании "Национальные кабельные сети" (НКС). – Среди этих пользователей наиболее популярны тарифы "верхнего" сегмента, и с октября мы ускоряемся до 51 Мбит/с".
Немаловажную роль в сетевой жизни московских пользователей занимает общение посредством социальных сетей – их посещает 67,6% аудитории, значительную часть которой составляют школьники и студенты. Молодые пользователи не менее активно скачивают музыку, фильмы, смотрят потоковое видео. Контент становится все более тяжелым, и в более выигрышном положении оказываются новички – провайдеры, которые при строительстве своих сетей сумели учесть постоянно растущие объемы передачи данных.
Наконец, требования столичной аудитории к сервису постоянно повышаются. В этой связи показателен пример ОнЛайм, который вошел на рынок, предварительно внедрив инновационную систему SAP CRM 2007 for Telecommunications, отвечающую за процессы взаимодействия с клиентами.
"Хорошо понимая потребности аудитории в качестве сервиса, мы постоянно пересматриваем существующие тарифы, предлагая абонентам выгодные условия, а также расширяем спектр дополнительных услуг, – комментирует Ольга Кононова. – Так, у нас действует ежедневная тарификация, причем, если у пользователя закончились средства на счете, мы не уводим его "в минус", а только блокируем до поступления оплаты. Пополнить счет можно через популярные платежные пункты, список которых постоянно растет. Состояние счета можно проверить в личном кабинете в on-line режиме. Для абонентов, которым Сеть нужна не каждый день, есть услуга добровольной блокировки".
Между тем, развитие столичного рынка интернет-доступа продолжается. Вполне возможно, что уже через несколько лет облик аудитории Рунета вновь изменится. Пока же успеха на этом рынке достигают провайдеры, которые знают потребности современного пользователя и разрабатывают новые услуги и сервисы, ориентируясь на его вкус.
"Московские "войны тарифов" завершены, и потребителям не стоит ожидать дальнейшего снижения цен на услуги доступа, – комментирует Ольга Кононова. – Конкуренция провайдеров продолжается в иной плоскости – в сфере дополнительных услуг и качества поддержки".
|