Сезонные колебания в потребительском кредитовании
Существование дисбаланса между спросом и предложением в разное время года – для банковской деятельности такой же очевидный факт, как и для других сфер экономики, таких как реклама, строительство, грузоперевозки и т. п. Вопрос состоит в том, что принесет наступающая осень кредитно-финансовым организациям, и сохранятся ли основные тенденции «подъема и спада» спроса в секторе займов в кризисный период.
Потребности людей, разумеется, с переменой экономической ситуации не исчезают, но их возможности осуществлять свои желания зависят от уровня благосостояния, что в свою очередь влияет на взаимодействие населения с банками, в том числе и по сезонному принципу. Ведущие экономисты отмечают сходные «пики» кредитной «мотивации» среди потенциальных заемщиков, традиционные для нашей страны.
«Тенденции зависят от сегмента рынка потребительского кредитования: электроника и бытовая техника – рост идет осенью с пиком в декабре и перед самым Новым годом. Четвертый квартал – это обычно 30–40% от годового оборота, – отмечает старший вице-президент «Альфа-Банка» Андрей Сокольский. – В DIY (речь идет о сферах деятельности, которые можно отнести к тому, что «делают своими руками», таким как ремонт, например) – сезон весна и осень. Лето – сезон для кредитования турпоездок. Кризис принципиально пики и спады не изменил, но сгладил их». Эту точку зрения разделяют большинство аналитиков.
В докризисное время, действительно, потребительское кредитование пользовалось наибольшей популярностью в период с ноября по декабрь. С января по март наступало некоторое затишье, а потом снова начинался рост, который продолжался вплоть до летних отпусков. «Высокими сезонами для потребкредитов являются середина весны и, особенно, конец года, – напоминает Дмитрий Орлов, директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка. – Зима и период летних отпусков – не самое удачное время. В конце года много праздников, люди совершают покупки, стараются завершить начатые дела, соответственно, собственных средств может не хватать, поэтому возрастает спрос на потребкредиты. Весной возрастает общая деловая активность, соответственно, и спрос на кредиты». Кризис, по словам эксперта, скорректировал объемы и «качество предложения»: требования к заемщикам стали более жесткими, условия выдачи займов ухудшились, суммы, которые предоставляют банки потенциальным клиентам, сократились. Таким образом, в период традиционного роста, который прогнозируется на середину осени этого года, на рынке, вполне вероятно, будет чувствоваться отсутствие необходимого объема предложения.
Ситуация в текущем году с сезонными колебаниями спроса на кредиты среди населения изменила и «рисунок» самих «пиков и спадов» в статистике выдачи займов. «В первом полугодии 2009 года кредитные заявки на потребительские нужды у банков практически сошли на нет, – замечает Максим Губанов, заместитель начальника управления розничных продаж департамента развития розничного бизнеса ОРГРЭСБАНКа. – С июля темпы прироста кредитного портфеля начали постепенно увеличиваться». Текущий год вообще будет во многом отличаться от «среднестатистического».
Отдельного исследования заслуживает вопрос о том, как текущий экономический кризис повлиял на цели потребительских займов в нашей стране. Как утверждает главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин, наибольший спад затронул сегмент крупных «потребов», что, очевидно, связано как со снижением реальных доходов населения в период кризиса, так и с политикой банков, которые весьма существенно, в среднем до 30%, повысили ставки по потребительским кредитам. Эта реакция, нужно отметить, носила закономерный характер и была результатом, как общей макроэкономической неопределенности, доминировавшей в начале 2009 года в оценках рынка, так и роста «токсичных» долгов. В среднем же объем потребительского кредитования в соответствии с данными ЦБР, сократился с начала текущего года примерно на 10%.
«Сейчас население преимущественно интересуют экспресс-кредиты, кредитные карты, так как по ним, как правило, все погашения реализуются в короткие сроки, что позволяет спрогнозировать финансовое положение, в отличие от таких долгосрочных кредитов, как ипотека или автокредит, – словно в подтверждение отмеченной тенденции говорит Александр Будник, директор департамента розничного кредитования «Абсолют Банка». – Спрос на кредитные продукты в условиях финансового кризиса является невысоким – немногие заемщики сегодня чувствуют себя достаточно уверенно для того, чтобы брать на себя кредитные обязательства».
От приближающейся осени эксперты чудес не ожидают, несмотря на традиционно прогнозируемый рост интереса к «потребам» среди населения ближе к зиме. Кредитование сейчас переживает сложный период: быстрого восстановления рынка не будет. Ситуация, конечно, постепенно будет нормализоваться, но это точно произойдет не раньше следующего года. «Я полагаю, что на фоне возможного в этой перспективе снижения ставок кредитования, которое станет следствием проводимой российскими регуляторами политики административно-монетарного стимулирования рынка займов определенное восстановление активности в секторе потребкредитования по итогам текущего года возможно, – говорит Александр Осин. – Однако на свои докризисные уровни оборота этот рынок, на мой взгляд, выйдет не раньше 2011 года».
Для поддержания уровня выдачи займов и, в то же время, качества портфеля (на что банки ориентированы сейчас в большей мере), устанавливаются ограничения по условиям кредитования, сегменту клиентов, которым готовы предлагать займы (в частности, это касается ограничений в части учета дохода заемщиков). До наступления кризиса, в период бума потребительского кредитования, который пришелся на 2007 год – первое полугодие 2008 года, банки учитывали все виды доходов заемщиков: не подтвержденный документально, подтвержденный справками в свободной форме, доходы от работы по совместительству, дополнительные доходы от сдачи недвижимости в аренду. Сейчас же, как правило, рассматривают только официальный доход, подтвержденный справкой по форме 2-НДФЛ.
Клиентский сегмент, на который сейчас ориентируются банки, также сократился. В основном кредиты выдаются проверенным клиентам. Это портфельные клиенты, которые ранее кредитовались в банке и имеют положительную кредитную историю, сотрудники корпоративных клиентов банков, которые обслуживаются в рамках «зарплатных проектов» (банк в этом случае может проверить факт поступления зарплаты на счет клиента). Клиентам «с улицы» кредит получить сложнее.
Все эти причины и привели к текущей ситуации. «Объемы потребительских кредитов продолжают падать, – говорит Ирина Градович, начальник управления розничных кредитных продуктов Промсвязьбанка. – В ближайшей перспективе не следует ожидать прироста объемов потребительского кредитования. Основная причина – мировой экономический кризис, и вытекающие из него такие причины, как исчезновение ресурсов для кредитования, снижение платежеспособности населения, ухудшение качества уже сформированного кредитного портфеля, ограничения банков на предоставление потребительских кредитов».
Источник: http://widescreen.ucoz.ru |