Программа по льготному автокредитованию заработала
Инициатива правительства по предоставлению льготных кредитов на покупку автомобилей отечественной сборки наконец-то обретает вполне конкретные формы. Осенью прошлого года премьер-министр заявил о необходимости поддержать покупателей недорогих отечественных машин: обещали субсидировать процентную ставку по кредитам на покупку автомобилей российской сборки не дороже 350 тыс. рублей. И вот в конце марта появилось соответствующее постановление правительства, которое вступило в силу с 1 апреля.
Процесс пошел
Выдавать автокредиты по госпрограмме субсидирования в размере 2/3 ставки рефинансирования получили право Сбербанк и ВТБ, доля участия государства в которых более 50% (Россельхозбанк также попадает в эту категорию, но имеет особую специфику и работает только с лицами, имеющими личное подсобное хозяйство). Субсидии будут предоставляться банкам напрямую, на эти цели станут выделяться средства в размере 2 млрд рублей ежегодно до конца 2011 года.
Срок кредита не может превышать трех лет, кредитный договор должен заканчиваться не позднее 31 декабря 2011 года. Покупаемый новый автомобиль должен быть собран на территории России, а его стоимость не должна превышать 350 тыс. рублей. Чтобы отвечать критериям, автопроизводители вынуждены снижать цены, ибо даже попадание в список одобренных моделей (см. врезку) не обеспечивает выдачи льготных кредитов, если не соответствует цена. Так, Ford снизил стоимость начальной комплектации производимого во Всеволожске Ford Focus с 388,7 до 345 тыс. рублей. Зато прочие комплектации с 1 апреля подорожали. УАЗ снизил стоимость UAZ Hunter в минимальной комплектации с 362 тыс. рублей до искомых 350 тыс. рублей. Не понятно, как будет соответствовать указанному ценовому критерию автомобиль Volkswagen Jetta (минимальная комплектация стоит дороже 630 тыс. рублей).
Основные условия
Льготный автокредит предоставляется в рублях при наличии не менее 30% первоначального взноса. Остальные критерии предоставления займа – по усмотрению банка, конечное решение о выдаче кредита выносится также банком. По данным Северо-Западного банка Сбербанка, средний процент отказов по автокредитам в 2009 году составил 30-35%, в то время как в докризисные времена этот показатель не превышал 15%.