Рекомендуемые браузеры: Mozilla FireFox или Opera | Вы вошли как Вы еще не зарегистрированы. | Группа "Гости"Приветствую Вас Вы еще не зарегистрированы. | RSS
Главная » 2009 » Ноябрь » 10 » Из серии «Как это делается» | Москва, осень 41-го
19:04
Из серии «Как это делается» | Москва, осень 41-го
Алексей
Пивоваров позвал посмотреть, как снимают фильм про события осени сорок
первого года в Москве. Новый авторский проект Алексея на НТВ
рассказывает о тяжелом времени, когда враг стоял на ближних подступах к
столице, когда передовые отряды наступающих немцев уже были на окраинах
города и судьба Москвы могла быть решена в считанные дни. Как и в истории о Ржеве 41-го
фильм снимают документально-художественный — с реконструкцией
событий в декорациях и на улицах Москвы. Найдены очевидцы
происходившего тогда, собраны их свидетельства и по этим рассказам
воссоздаются отдельные эпизоды — с актерами, массовкой и
настоящим «киношным» съемочным процессом. Я приезжал на
съемочную площадку уже два раза: сначала в Тушино, где один из героев
фильма участвовал в тушении зажигательных бомб, а двумя днеми позже
смотрел, как снимают историю про панику 16-го октября — съемки
шли в районе площади Ильича.
В
Тушино договорились с жильцами одного из домов и устроили здесь
съемочную площадку. Снимали несколько эпизодов, в т.ч. сцены с
патрулем, который следит за соблюдением светомаскировки. У таких
патрулей было право стрелять по окнам, за которыми виднелся свет.
Одного из таких патрульных удалось найти группе Пивоварова, он
рассказывал, что после таких обстрелов бывали и убитые — в то
время было не до церемоний.
В
начале видеоролика как раз такой эпизод — патрульный стреляет по
окну, за которым увидел свет. Однажды так подстрелили бабушку —
потом оказалось, что это один из жильцов переоделся в женское, чтобы
скрыться от призыва в армию.
На
этом месте съемочная группа лишилась хлопушки — кто-то из местных
жителей, видимо, прибрал её на память. Вышли из положения, взяв стул
— на спинке стали писать номер сцены, а сиденьем хлопать.
Алексей Пивоваров и режиссер фильма Сергей Иванов.
Камера на кране — всё «по-взрослому».
На Школьной снимали несколько сцен с массовкой.
Одна
из очевидиц событий октября 41-го, с которой разговаривал Алексей,
рассказала, как шла тогда по улице и около дымящегося мусорного бака
увидела стопки книг с сочинениями Маркса и какой-то пропагандистской
литературой. Рядом стояли бюстики Сталина и Ленина. Её это поразило
— люди уже готовились к тому, что в город скоро войдут немцы и
выбрасывали «компромат». Этот эпизод и снимался в тот день,
среди прочих.
Положение города было отчаянным — в середине
октября в одной из московских типографий уже печатался тираж листовок
со словами «Товарищи, под натиском немецких войск мы оставили
Москву». Одна из женщин, участвовавших в подготовке сценария,
вспоминала, как её мама разучивала с ней немецкие слова.
Стендапы
записываются прямо в центре события, среди уходящих на восток москвичей
с баулами и чемоданами. Снимают в две камеры — одна основная, на стедикаме
и еще один оператор, переодетый в старенькое пальто, ходит с камерой,
замотанной в мешок — снимает действие «изнутри».
Последней
в тот вечер на Школьной снимали еще одну сцену, воспроизведенную по
воспоминаниям очевидцев. Один из них рассказал, как в тот день
«большого исхода» увидел пожарную машину, которая выкатила
из подворотни, облепленная людьми и увешанная тюками с барахлом. Весело
тренькая колокольчиком, «пожарка» покатила по Тверской.
Для
съемок этой сцены с «Мосфильма» привезли старенькую
пожарную машину со стреляющим глушителем и мрачным, под стать
происходящему, водилой. «Пожарку» загнали во двор и долго
примеряли, как ей выезжать. На ней, как видите, снова сидит оператор со
«скрытой» камерой.
В середине октября 41-го в Москве уже лежал снег. Правда, настоящий, а не из целлюлозы, как позавчера.
Пока
репетировали, а потом долго заливали вдруг кончившийся в машине бензин,
совсем стемнело. Массовка ходила туда-сюда под крики помрежа;
«пожарка», стреляя во все стороны, раз за разом
выкатывалась из подворотни. И так — дубль за дублем.
Ну
вот, кажется, что вдрызг простуженный режиссер, отогревающийся чаем,
наконец-то доволен результатом. Тяжелая работа — снимать кино.
Я-то после сцены с пожарной машиной поехал домой, а у съемочной группы
в этот вечер были еще два места для съемок в разных местах города.
P.S. Спасибо, Алексей, это был, наверное, самый интересный мой день рождения за последние годы.
P.P.S. 16-го поедем на стендапы под Вязьму, потом покажу промо-ролик фильма и сообщу о точной дате премьеры на НТВ.